Навигатор в рюкзаке путешественника нужен непременно. В этом мы убедились, когда проехали тысячу километров, совершая путешествие в Петербург с берегов Волги
Еще месяц назад я этот навигатор не видела, ничего о нем не знала и думать не думала, что он потребуется. Вообще, какой GPS навигатор лучше, выгоднее и точнее, мы задумались только, когда вернулись из поездки. А этот предложил нам взять один хороший человек. Мы сначала собирались ехать только по картам.
Проложив маршрут, муж завел машину, и мы тронулись с места. Навигатор мужским голосом сообщил, где мы должны поворачивать. Тогда дочь сказала:
— Он у нас пятым будет (папа, мама и двое детей), значит, надо его назвать. Пусть Степка.
Мы сначала согласились, однако когда этот блюститель правил дорожного движения своим железным голосом в очередной (десятый что ли) раз произнес «Вы превышаете допустимую скорость» (у него 60 было, а мы ехали побольше), я заметила, что для Степки он слишком жестковат, тогда уж Степан Степаныч.
Степан Степаныч вел себя порой неадекватно: он проложил маршрут там, где нам было не надо, а когда мы поехали своей дорогой, ругался изо всех сил голосом робота Вертера в «Гостье из будущего» («Вы отклонились от маршрута!»), правда, потом сориентировался и согласился с нами.
В Костроме он вел себя безукоризненно, отмечал правые, левые повороты, предупреждал по три раза. Я следила по карте — все точь-в-точь! В Ярославле Степаныч тоже старался, а вот у Тутаева решил что-то где-то сэкономить и увез нас далеко в сторону от дороги.
Оказавшись среди бескрайних полей, перемежаемых лесами и перелесками (виды просто потрясающие!), мы не сразу спохватились и потеряли какое-то время, пока возвращались. Зато были в самом центре России, в настоящем, с деревнями из деревянных домов, с наличниками, колодцами с барабаном и двускатной крышей.
Наконец, после долгих часов езды, в поздновечерней дымке замаячил Череповец. Мы въехали на мост, потом на большой проспект, Степаныч громко велел поворачивать направо и… отключился. Было около 23. 00. Абсолютно чужой, большой город, без друзей, родственников, специальной карты. Опущу слова, обращенные мужем к Степан Степанычу (после десяти часов, проведенных за рулем, такой прилив энергии вполне объясним)… И мы решили по-русски, на авось. Муж спросил:
— Поворачивать?
Я говорю:
— А давай! …
После нескольких подобных поворотов (есть же Бог на свете! и интуиция) мы совершенно неожиданно выехали из Череповца на шоссе, ведущее на Тихвин, то есть именно туда, куда надо. Теперь-то мы уже не волновались! … «Проедите 260 километров» — послышался вдруг железный голос. Это наш Степаныч выступил и снова погрузился в спячку, не забывая тем не менее напоминать нам о скорости. Конечно, мы тут же высказали ему все, что думали о такой работе, но он остался невозмутим и молчалив.
А вот при въезде в Санкт-Петербург с Мурманского шоссе Степаныч заработал отлично. Без него было бы очень непросто добраться до места, хотя наша гостиница находилась в каких-то 15 минутах езды.
Неплохо потрудился Степан Степаныч и на третий день нашего путешествия в Петербург, когда мы отправились в Петродворец и Пушкин, да и до Шлиссельбурга дорогу указывал четко.
Приключения начались на обратном пути возле… да-да! ну, невзлюбил он Череповец! отправил нас по окружной дороге и… отключился! Сначала мы просто дружно хохотали над такой ненавистью к большому индустриальному городу (а красиво там, кстати, в центре, только трубы огромные и грязи в небо уходит предостаточно), потом пришлось пару раз спросить дорогу у гаишников.
Наконец мы выбрались из города и… Степаныч сообщил, куда ехать, где сворачивать. Причем, стрелочка экрана вела нас прямо по Рыбинскому водохранилищу. Наверное, он решил, что наша машина — теплоход… Но с картой заблудиться было уже невозможно. Пока Степаныч развлекался игрой в кораблики, мы добрались до Пошехонья. А дальше он пришел в себя и больше самодеятельностью не занимался, дорогу показывал четко, проговаривал все повороты заранее.
Мы теперь точно знаем, что в путь по незнакомой дороге, конечно, навигатор нужен, но и без карты не обойтись. Да, фонарик еще требуется, мы его не взяли, а ночью с картой тяжеловато без света. Итак, в рюкзаке путешественника на дальней дороге стоит иметь навигатор, карты, фонарик и крепкую нервную систему тоже. А вообще, как говорит мой муж, многое зависит от прокладки между рулем и сиденьем… От себя добавлю: штурман — тоже человек нужный в дороге.